Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Ангелы чрез нас узнали тайны Царя

[Слово 4]. Да скажется ныне началом и властем Церковию многоразличная премудрость Божия (ср.: Еф. 3:10). Слышишь ли, что небесные силы узнали все это теперь, а не прежде? Что замышляет царь, того не знает щитоносец. Посмотри, какая честь оказана человеческому роду! — вместе с нами и чрез нас вышние силы узнали тайны Царя.

(II, 178)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против Аномеев
    С. 516
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 730

Ангелы доставляют нам мир

Весь воздух наполнен ангелами, как говорит Писание (см.: 1 Кор. 11:10; Быт. 48:16; Деян. 12:15); и еще Иаков: я видел, говорит, полк ангелов (см.: Быт. 32:2). Почему он видел полк и воинство ангелов на земле? Как царь повелевает войскам находиться в каждом городе, дабы неприятель не сделал нападения и не вторгся в город, так точно и Бог, поелику в этом воздухе находятся жестокие и свирепые бесы, всегда воздвигающие войны, и враги мира, противопоставил им воинства ангелов, чтобы они одним появлением своим укрощали бесов, а нам всегда доставляли мир. А чтобы тебе знать, что есть ангелы мира, послушай, как диаконы всегда произносят в молитвах: ангела мирна просим [просительная ектенья].

(II, 388)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа
    С. 493
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 444

Молитва общая у Ангелов с людьми

[Слово 2]. И природа ангелов, и образ жизни их, и мудрость, и разум, и все, о чем бы кто ни сказал, много отлично у них и у нас; но дело молитвы обще у ангелов вместе с людьми, и когда имеется в виду то, что касается молитвы, то между той и другой природой нет ничего промежуточного. Она (молитва) отделяет тебя от бессловесных животных, она соединяет с ангелами, и если кто ревностно старается о том, чтоб посвятить всю свою жизнь на молитвы и служение Богу, то такой скоро сделает своим достоянием их устройство, и жизнь, и поведение, и честь, и благородство, и мудрость, и разум.

(II, 465)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Dubia. О молитве
    С. 837
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 779

В Новом Завете Ангелы уже не по числу народов, а по числу верных

[Беседа III]. Теперь небо уже не заграждено от нас непроходимою преградою. Прежде ангелы были разделены по числу народов, а теперь уже не по числу народов, а по числу верных. [Блюдите, да не прéзрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лицé Отца Моего Небесного] (Мф. 18:10)… Если же у нас есть ангелы, то будем вести себя осмотрительно, как бы с нами были наставники.

(II, 1230)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Послание к Колоссянам
    С. 383
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 322
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Ангелы, дивно поющие в храме

На службах церковных о. Серафим сподоблялся иногда видеть святых Ангелов, сослужащих и поющих с братией такими голосами, коих ничему в мире уподобить нельзя, или мало нечто похожими, по его выражению, на собрание тысячеструнных согласных инструментов. По словам о. Серафима, они были в образе юношей молниезрачных, в одеждах белых и златотканных.

(X, 820)
Источники:
  • Серафим, схиигумен. Сказания о жизни старца божия иеромонаха Серафима пустынника и затворника Саровской обители. — С.-Петербург, 1885.
    С. 8