Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

В заповеди Адаму запрещено служение Богу и мамоне

От древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (ср.: Быт. 2:17). Бог, говорят, запрещает человеку знать злое; но для чего запрещает знать и доброе?… Не знание добра запрещает Бог, а хочет лишь, чтобы вместе с знанием добра не было знания зла. Павел говорит: не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую (1 Кор. 10:21). Не обе чаши запретил он; нет, святую он признал святой, а отверг нечистую и непотребную. Так и Спаситель: не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6:24), — невозможно в одно и тоже время служить и Богу, и демону.

(II, 707)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1900. Т. VI.
    Беседа о шестом дне творения. О первозданных людях, о змие, о древе познания, о жизни в раю и общении Бога с Адамом
    С. 803
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VI. С. 488

Повод ко греху Адама — стремление к Богу

Бог, создавая человека, вместе с прочими знаниями, вложил в него и страстное стремление к Богу. Вот почему диавол, видя в людях это желание, и говорит: будете яко бози (Быт. 3:4, 5). Теперь вы, как люди, не можете постоянно быть с Богом. Если вы будете как боги, то будете с Ним постоянно. Он не сказал им: если вкусите, будете врагами Богу.

(II, 708)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1900. Т. VI.
    Беседа о шестом дне творения. О первозданных людях, о змие, о древе познания, о жизни в раю и общении Бога с Адамом
    С. 806
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VI. С. 490

Необходимость заповеди, данной Адаму

Зачем дана была Адаму заповедь? Другого средства для испытания послушания не было. В самом деле, чтó Бог мог сказать Адаму? Не воруй? У кого? Какой закон мог Он дать? Не убивай? Кого? Не прелюбодействуй? С кем? Не завидуй? Кому и в чем? Не было почвы для заповеди, не было мира, не было того склада жизни, какой в настоящее время существует в мире. И вот Бог дает человеку заповедь в области доступного ему употребления плодов: всеми пользоваться в изобилии, а от одного воздерживаться, чтобы, пользуясь всем, он в тоже время чувствовал над собою власть, воспрещающую вкушение от древа.

(II, 839)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Spuria. Беседа о блудном сыне, о покаянии, о древе познания добра и зла, и о разбойнике
    С. 797
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 632

Заповедь Адаму — не приказание, а совет

И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя (Быт. 2:16). Здесь надобно изумляться необычайному человеколюбию Божию, которое открывается нам в этом кратком речении: и заповеда, сказано. Смотри, какую честь Бог оказал человеку в самом начале. Не сказано: приказал, или повелел (προσέταξεν, ἥ ἐκέλευσεν), но что? — заповеда (ἐνετείλατο). Как друг беседует с другом, заповедуя о чем-либо необходимом, так и Бог обращается с Адамом, как бы желая такой честью расположить его к исполнению заповедуемого им.

(I, 44)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XIV. С. 112
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV. С. 114

Заповедь Адаму не трудна

И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2:16–17). Как бы так Бог говорил Адаму: Я не требую от тебя чего-либо трудного и тяжкого: позволяю пользоваться всеми древами и заповедаю не касаться только одного этого; но и наказание определяю большое, чтобы ты, хотя вразумляемый страхом, соблюл данную Мною тебе заповедь.

(I, 45)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XIV. С. 113
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV. С. 114–115

Свобода воли Адама — в наречении имен

И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным (Быт. 2:20). Отсюда уже усматривай, возлюбленный, свободу воли и превосходство разума его, и не говори, будто он не знал, что хорошо и что худо. Кто был в состоянии дать соответствующие имена скотам, и птицам, и зверям, не нарушил при этом порядка и не дал диким животным имен, приличных кротким, а свойственных диким не назначил кротким, но всем дал соответственные названия, тот не исполнен ли был мудрости и разума?

(I, 46)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XIV. С. 116
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 117

Адам обладал даром пророчества

И рече Адам: се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2:23). Смотри здесь, возлюбленный, как (Адам) вместе с несказанной, данной ему от Бога, мудростью, которую он показал нам в наречении имен стольким породам бессловесных животных, удостоился еще и дара пророческого. Для того блаженный пророк (Моисей) и показал нам выше, что, вместе со сном, объяло Адама и исступление, так что он совсем не чувствовал происходившего с ним, чтобы, узнавши теперь, что Адам, при взгляде на жену, точно объясняет происшедшее, ты совершенно убедился, что он говорит это по дару пророчества, руководимый наставлением Святого Духа.
Видишь, как (Адам) открыл нам все, с точностью объясняя своим пророческим духом каждое (обстоятельство). Сия, говорит, наречется жена, яко от мужа своего взята бысть (Быт. 2:23): здесь он намекает на взятие ребра. Потом, раскрывая будущее, говорит: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (Быт. 2:24). Откуда, скажи мне, пришло ему на ум сказать это?
Не явно ли, что он, будучи прежде преслушания причастен пророческой благодати, видел все это духовными очами?

(I, 50)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XV. С. 123–124
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 122–123

Адам пал от своей беспечности

И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася (Быт. 2:25) (так как они не знали, что были наги, потому что их облекала и украшала, лучше всякой одежды, неизреченная слава). Подумай о великом блаженстве (прародителей), как они были выше всего телесного, как жили на земле, будто на небе, и, будучи в теле, не терпели нужд телесных: не нуждались ни в крове, ни в доме, ни в одежде и ни в чем другом подобном. Об этом сообщило нам Божественное Писание не просто и не без намерения, но для того, чтобы мы, узнав о такой их беспечальной и безболезненной жизни, и об ангельском, так сказать, состоянии, когда увидим потом, что они всего этого лишились и из великого обилия ниспали в самую крайнюю бедность, приписывали это их беспечности.

(I, 53)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XVI. С. 127
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 126

Суд Божий над Адамом — с милостью

а) Не без намерения обозначается и время (пришествия Божия): услышаста глас Господа Бога ходяща в раи по полудни (Быт. 3:8), а для того, чтобы ты познал человеколюбие Владыки, как Он нимало не замедлил, но лишь только увидел случившееся и тяжесть раны, тотчас поспешил врачеванием, дабы рана, воспалившись, не сделалась неисцельной.
б) И призва Господь Бог Адама, и рече ему: Адаме, где еси? (Быт. 3:9) Самый вопрос уже заставляет подивиться безмерному человеколюбию Божию, не в том только отношении, что Он позвал, но и в том, что Он позвал Сам, чего не делают люди в отношении к другим себе подобным, имеющим одну с ними природу. Вы знаете что, когда судьи, сев на высокое седалище, производят суд над преступниками, то не удостаивают их (личного) своего ответа, показывая им и через это, какому бесчестию они подвергли себя совершением худых дел; судья хотя и отвечает, его ответы передает подсудимому, и потом слова подсудимого сообщает судье, кто-либо другой, стоя между ними. Таков, как всякий знает, обычай у судей везде. Но Бог (поступил) не так, — как же? Он Сам зовет.
в) Обрати внимание на человеколюбие и крайнее незлобие Господа. Он мог тотчас, даже не удостоив ответом сделавшего такой грех, подвергнуть его наказанию, которое Он наперед уже определил за преступление, однако долго терпит, медлит, вопрошает и выслушивает ответ, и опять спрашивает, как бы вызывая виновного к оправданию, чтобы, при открывшемся случае, показать ему Свое человеколюбие и после такого преступления. Чрез это Он внушает нам, чтобы мы, судя виновных, не обращались с ними грубо и не выказывали в отношении к ним зверской жестокости; но проявляли бы свое великодушие и снисходительность, как бы производя суд над своими членами, и памятуя, что они одной с нами природы, растворяли бы наказание человеколюбием.
г) Смотри, и муж говорит: жена, юже дал еси со мною, та ми даде, и ядох (ср.: Быт. 3:12). Нет никакого принуждения, никакого насилия, видно произволение и решимость: только даде, не принудила, не заставила насильно. И жена опять в свое оправдание не сказала: змий принудил меня, и ядох, — но что? Змий прельсти мя (Быт. 3:13); а уступить или не уступить обольщению было в ее власти.
д) Посмотрите на преизбыток несказанного человеколюбия Судии. Когда жена сказала: змий прельсти мя, и ядох, то (Бог) уже не удостаивает змия и ответа, не дозволяет ему оправдываться и не спрашивает его, как (спрашивал) мужа и жену; но, приняв от них оправдание, устремляется на него, как на виновника всех зол. И поелику Он, как Бог, Ведущий и сокровенное, знал, что змий служил орудием козней и злобы диавола против человека, то чтобы ты познал Его благость к людям, по которой Он, хотя и знал это, говорил однако одному: где еси? Кто возвести тебе, яко наг еси? — другой: что сие сотворила еси? — не так поступает в отношении к лукавому этому зверю, но как? И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие… (Быт. 3:14). Видишь различие? Жене сказал: что сие сотворила еси? — а змию: яко сотворил еси сие.

(I, 59)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XVII. С. 140, 141, 142, 144, 145
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 136, 138, 140, 141

Имя Адам напоминало о происхождении человека из земли, научая смирению

Бог, созданного из земли человека, назвал по имени матери Адамом: та — Эдем, он — Адам. Эдем значит — земля; Адам — земной, перстный, из земли рожденный. Для чего же Бог так назвал его? Этим именем он хотел напомнить ему ничтожество природы его и на имени, как бы на медном столпе, выставить низость его происхождения, чтобы имя учило его смиренномудрию, чтобы не слишком много думал он о своем достоинстве. Мы, уже по самому опыту ясно знаем, что мы — земля, а он не видал, чтобы кто-нибудь прежде него умер и обратился в прах, но прекрасно было тело его и сияло, подобно золотой статуе, только что вынутой из горна. Итак, чтобы красота вида не надмила его гордостью, (Бог) противопоставил ей имя…, как бы так говоря: если кто скажет тебе, что ты будешь как Бог, вспомни имя (свое) — и получишь достаточный урок, чтобы не принять такого внушения, вспомни о матери (своей), — и из этого родства познай (свое) ничтожество, не для того, чтобы научиться уничижению, но чтобы никогда не впасть в гордость.

(I, 686)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 118
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 130

Отверзлись очи Адама после греха — что это значит?

Когда слышишь, что отверзошася очи их (ср.: Быт. 3:7), понимай это так, что (Бог) дал им почувствовать наготу и лишение той славы, какою они пользовались до вкушения. А что таков обычай Писания, послушай, как оно говорит и в другом месте. Когда служанка Сарры, убежав от госпожи, блуждала и поверже отроча под елию единою, … издалече ожидала смерти его, (об ней Писание) говорит: отверзе Бог очи Агари (ср.: Быт. 21:19), не потому, чтобы она дотоле не видела, но потому, что Бог (в это время) возбудил ее ум.

(I, 56)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XVI. С. 134
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV. С. 132

Наказание Адама и змия — различное

Смотри на человеколюбие Господа: как (неодинаково) Он наказывает змия и это разумное животное (человека). Тому говорит: проклят ты от земли (ср.: Быт. 3:14); а этому не так; как же? — Проклята земля в делех твоих (Быт. 3:17). И справедливо. Так как земля создана для человека, чтобы он мог наслаждаться плодами ее, поэтому теперь Бог, за человека же, так согрешившего, налагает на нее проклятие; и так как наложенное на землю проклятие лишило человека покоя и благополучия, то проклята, говорит, земля в делех твоих. Потом, чтобы ты знал, что значит: проклята, прибавил: в печалех снеси тую вся дни живота твоего (Быт. 3:17). Смотри, каждое наказание распростирается на весь век, чтобы не только они (прародители) получили от этого пользу, но и последующие роды познавали из этого, за что постигло их это наказание.

(I, 64)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XVII. С. 152
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV. С. 146

Адам в день греха не умер, но сделался смертным

Рече Бог: воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2:17); а оказывается, что они после преслушания и вкушения жили еще много лет. Это представляется недоумением только для тех, которые поверхностно относятся к приведенным словам. Но кто слушает с добрым размышлением, для того ясно сказанное, и для внимательного не представляет никакого недоумения. Хотя они (Адам и Ева) прожили много лет, но с той уже минуты, как услышали: земля еси, и в землю отидеши (Быт. 3:19), они получили смертный приговор, сделались смертными и, можно сказать, умерли.

(I, 65)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XVII. С. 153
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV. С. 147

Явление Христа (Рождество Христово) даровало нам блага большие тех, коих мы лишились чрез грех прародителей

Христос, пришедши, обещал нам ныне блага бóльшие тех, которых лишили нас согрешившие вначале. О чем плачешь, скажи мне? О том, что Адам, согрешив, лишил тебя рая? Исправься, поревнуй о добродетели, и я отворю тебе не рай, а самое небо, и не дам тебе потерпеть никакого зла от преступления первозданного. Ты плачешь о том, что (Адам) лишил тебя власти над зверями? Вот, я подчиняю тебе и демонов, будь только внимателен. Наступайте, говорит (Христос), на змию и скорпию, и на всю силу вражию (ср.: Лк. 10:19). Не сказал: обладайте, как относительно зверей (см.: Быт. 1:28), но: наступайте, давая усиленную власть. Поэтому и Павел не сказал: Бог покорит сатану под ноги ваши, но: Бог сокрушит сатану под ноги ваша (Рим. 16:20). Уже не как прежде: той твою блюсти будет главу, а ты блюсти будеши его пяту (ср.: Быт. 3:15), но полная победа, совершенное торжество, всецелое уничтожение, сокрушение и гибель врага. Ева подчинила тебя мужу; но я сделаю тебя, если хочешь, равночестной не только мужу, но и самим ангелам. Она лишила тебя настоящей жизни, а я дарую тебе будущую, нестареющую и бессмертную, исполненную бесчисленных благ. Итак, пусть никто не думает, будто он потерпел вред ради предков: если мы захотим достигнуть всего, что (Христос) обещал дать, то найдем гораздо больше, чем мы потеряли. Из сказанного ясно и остальное. Адам ввел жизнь, исполненную труда; Христос обещал такую жизнь, в которой нет ни скорби, ни печали, ни воздыхания; Он обещает дать и Царство Небесное. Приидите, говорит Он, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25:34).

(I, 291)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Восемь слов на Книгу Бытия
    СЛОВО V. О том, что не за Адама мы наказываемся и что мы получили больше благ, чем привнесено им зол, если внимательны к самим себе, и против невнимательных к бедным. С. 754
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV. С. 602
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

До падения, Адам был князем мира, а теперь стал им диавол, властью коего чародеи чудодействуют

Прельстивший Адама враг и, через прелесть свою господство над ним получивший, лишил его власти над природой и объявил себя князем века сего. Сначала же князем века сего и господином всех видимых тварей поставлен был от Бога человек, так что ни огонь не мог жечь его, ни вода потопить, ни зверь повредить, ни ядовитое что-либо могло повредить; а когда предался вражьей лести, то и начальство свое предал врагу. Поэтому волхвы и чародеи, по действию противной силы, попущением Божиим, творят некоторые чудеса, обладая ядовитыми зверями и без вреда входя в огонь и в воду, как Ианний и Амврий, противившиеся Моисею, и как Симон волхв, против Апостола Петра восставший.

(X, 1148)
Источники:
  • Сергиев Иоанн Ильич (КРОНШТАДТСКИЙ), протоиерей. — Живой Колос. Выписки из дневника за 1907−1908. С.-Петербург, 1909.
    С. 53
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Адам, в силу полученного при сотворении дара Духа Святого, не подлежал действию стихий, мог разуметь беседу Господа и Ангелов, и язык всех животных

Быт. 2:7. Если бы Господь Бог не вдунул, по сотворении Адама, дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, все-таки был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Теперь же, по этому дару вышеестественной Божией благодати, Адам мог видеть и разуметь и Господа, входящего в рай, и постигать глаголы Его, и беседу святых Ангелов, и язык всех зверей и птиц, и гадов, живущих на земле и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто. Адам сотворен был до того не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием.

(X, 801)
Источники:
  • Газета "Московские Ведомости", 1903. 19/VII, №196.