Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, святитель

Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, святитель

Церковное наказание за Аборт как за убийство

Правило 2.
Умышленно погубившая в себе зачатый плод подлежит наказанию за убийство. А образовался ли, или еще не образовался плод, сие не разыскивается у нас в точности. Ибо виновная наказывается в этом случае не только за плод, который бы она родила, но и за злоумышление против самой себя; потому что женщины всего чаще умирают от таковых покушений. К сему же присоединяется и истребление зачатого плода, — это, по умышлению отваживающихся на сие, другое убийство.

(III, 311)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Василия Великаго. Издание — Сергиев Посад, 1900.
    Часть VII. Письма. К Амфилохию о правилах [1-е каноническое послание]

Церковное наказание и для содействующих сему

Правило 8.
Те, которые дают снадобья, вытравляющие младенца, суть убийцы, равно как и те, которые принимают убивающие зародыш отравы.

(III, 312)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Василия Великаго. Издание — Сергиев Посад, 1900.
    Часть VII. Письма. К Амфилохию о правилах [1-е каноническое послание]
Ефрем Сирин, диакон, преподобный

Ефрем Сирин, диакон, преподобный

Воскресение младенцев, убитых матерями

Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видавшие здесь друг друга увидятся там; и матерь узнает, что это – ее сын, и сын узнает, что это – его мать. Любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтоб не видел он здешнего мира, не даст он увидеть новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и он лишит ее жизни и света в оном веке.

(III, 1135)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть IV.
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Вина мужчины в Аборте

Восстань от сна, отрезвись от опьянения, от которого и сон. Я разумею здесь опьянение, происходящее не только от вина, но и от житейских забот, а вместе с тем и от вина. И в этом я увещеваю не одних богатых, но и бедных, всего же более тех, которые устраивают дружеские пиршества. Ведь это не есть ни удовольствие, ни отдых, но наказание и мука, потому что удовольствие состоит не в постыдном разговоре, но в благопристойной беседе, не в пресыщении, а в насыщении. Если же ты считаешь это удовольствием, то покажи мне и в течение вечера это удовольствие; но ты не можешь. Я еще не говорю о вреде, происходящем отсюда, а пока беседую с тобой об удовольствии, тотчас происходящем; едва пир окончился, как веселие тотчас обыкновенно и улетает. Но если еще упомяну о рвоте, о тяжести в голове, о бесчисленных болезнях, о пленении души, то чтó ты скажешь мне на это? Неужели мы должны позорно вести себя потому, что бедны? Но говоря это, я не запрещаю вам сходиться и совместно отобедать, а запрещаю вам позорить себя, желаю, чтобы ваше удовольствие было действительным удовольствием, а не обращалось в наказание, в муку, в пьянство и буйное веселие. Пусть узнают язычники, что христиане лучше всех умеют веселиться, но веселиться благопристойно, так как сказано: радуйтеся Господеви с трепетом (ср.: Пс. 2:11). Как же должно радоваться? Возглашая гимны, совершая молитвы, воспевая псалмы, вместо позорных тех песен. Таким образом, Сам Христос будет присутствовать при твоей трапезе и исполнит благословения все пиршество. — А от ваших пиров рождаются у вас худые пожелания; отсюда распутные дела, отсюда жены ваши оказываются в презрении, а блудницы в чести; и вы, оставивши чистый источник, устремляетесь к грязному болоту. А что тело развратной женщины есть такое именно болото, об этом я спрашиваю не кого другого, а тебя самого, валявшегося в этом болоте, — не стыдишься ли ты самого себя, не считаешь ли ты сам себя нечистым после греха? Потому умоляю вас, бегайте блуда и матери блуда — пьянства… Если и родится ребенок, то и тебе будет позор, и он по твоей вине будет страдать, как незаконнорожденный и худородный. Хотя бы ты оставил ему тысячи, все-таки бесчестен в доме, бесчестен в городе тот, кто рожден от блудницы; бесчестен и ты сам, как при жизни, так и по смерти, потому что, когда и умрешь, останутся после тебя памятники твоего позора. Зачем же ты все бесчестишь? И зачем ты сеешь там, где самая нива усиливается погубить плод, где множество причин бесплодия, где прежде рождения совершается убийство, так что ты не только предоставляешь блуднице оставаться блудницей, но и делаешь ее убийцею. Видишь ли, как от пьянства происходит блуд, от блуда прелюбодеяние, от прелюбодеяния убийство, или правильнее сказать, нечто хуже убийства, я даже не знаю, как и назвать это, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие. Итак, что же? Не значит ли это, что ты оскорбляешь дар Божий, борешься с Божественными законами, стремишься, как за благословением, за тем, чтó есть клятва, сокровищницу рождения делаешь сокровищницею убийства, женщину, сотворенную для деторождения, располагаешь к убийству? Ведь, порочная женщина, чтобы всегда быть приятной и привлекательной для своих любовников и выманивать от них больше денег, не отказывается и это сделать и тем собирает великий огонь на твою голову, так как хотя решение на преступление и принадлежит ей, но главною причиною бываешь ты.

(II, 1003)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 788, 789, 790
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IХ. С. 626
Тертуллиан Квинт Сеп­ти­мий Фло­ренс, христианский богослов и писатель

Тертуллиан Квинт Сеп­ти­мий Фло­ренс, христианский богослов и писатель

Аборт, по учению христиан, равен убийству

Что касается до нас и до нашей религии, то нам строго запрещено не только убивать вообще людей, но даже и губить плод в недрах матери, прежде образования младенца. Воспрепятствовать рождению его почитается у нас рановременным убийством. Да и действительно, не все ли равно — исторгнуть душу из тела, или не допустить ее оживотворить его? Ты истребляешь человека, истребляя то, что должно произвесть его: ты подавляешь плод в зародыше.

(IX, 204)
Источники:
  • Творения Тертуллиана, христианского писателя конца II и начала III века. Перевод Карнеева. — С.-Петербург, 1847.
    Часть I. Статья I. Апология, или защищение христиан против язычников (217 год). С. 24, 25
Учение XII Апостолов

Учение XII Апостолов

Аборт и детоубийство равно запрещены Апостолами

Глава II: Не составляй яда, не умерщвляй дитяти в зародыше и не убивай уже родившегося.

(VI, 1287)
Источники:
  • Учение XII Апостолов. Сагарда Н.И. проф. Лекции по Патрологии. — Санкт-Петербург, 1912.
    С. 135